Гозман Л.Я.

Психология эмоциональных отношений.

Говоря об отношениях между людьми, мы обращаемся одновременно к двум классам явлений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей (в социально-психологической литературе именно этот курс явлений обычно охватывается понятием “межличностные отношения”), во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов и, главное, участвующих в них партнеров (“у нас хорошие отношения”, “я плохо к нему отношусь”). Эта оценка всегда носит ярко выраженный эмоциональный характер и может быть названа эмоциональным компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношений.

Два этих аспекта – “объективный” и оценочный, – хотя и тесно переплетены друг с другом и даже не существуют друг без друга, относятся, тем не менее, к различным аспектам реальности – это объективные, доступные для внешнего наблюдения процессы, с одной стороны, и их субъективное (эмоциональное) отражение – с другой.

Что же касается отношений между людьми – межличностных – то одним из критериев их типологизации может быть как раз степень выраженности эмоционального или оценочного компонента. В некоторых межличностных отношениях он представлен сравнительно слабо и не влияет ни объективно, ни субъективно на развитие отношений.

Для того чтобы и этот оценочный аспект стал предметом научного анализа, необходимо соотнести его с другими, традиционно изучаемыми феноменами, такими, как межличностное восприятие, социальная установка и т.д.

В последние годы в советской и зарубежной психологии в качестве термина, родового для широкого круга феноменов эмоциональных отношений (еще раз повторим, что имеется в виду их оценочный компонент), от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до любовных переживаний, утвердился термин “аттракция” (синоним – “межличностная аттракция”). “Права гражданства” этому термину дал международный справочник психологических исследований Psychological Abstracts, который с 1965 года выделяет работы, посвященные проблеме аттракции, в специальный раздел.

В то же время отмечается, что, хотя аттракция приписывается объекту, на самом деле это характеристика взаимодействия между человеком и объектом. Таким образом. Аттракция объекта определяется потребностями и желаниями человека, его оценивающего, не в меньшей степени, чем характеристиками самого объекта.

Прежде всего, аттракция – это чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция – это отношение к другому человеку, т.е. она принадлежит и к классу социальных установок. Наконец аттракция – это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия. Обратимся к взаимоотношениям с каждым из этих трех явлений.

Рассмотрение аттракции как эмоции – при этом аттракция становится проблемой общей психологии – подготовлено анализом эмоций, содержащимся в трудах Ф.В. Басина, Л.В. Благонадеждиной, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Г.Х. Шингарева и др. Специфика же аттракции по сравнению с другими эмоциями состоит в ее предмете – аттракция есть эмоция, имеющая своим предметом другого человека.

Анализ аттракции как аттитюда (социальной установки) подготовлен самой историей развития ее экспериментального изучения. Если обратиться к практике измерения аттракции, обнаружится, что несмотря на разнобой определений. В ней просматривается единообразие.

Специфической особенностью аттракции является именно то, что она представляет собой аттитюд на единичный объект, на индивида, в отличие от обычно изучаемых аттитюдов на некоторый класс объектов.

Для большинства исследователей межличностного восприятия предметом изучения являлись такие когнитивные компоненты, как точность восприятия, приписывание личностных черт на основе особенностей внешности, искажения в восприятии другого человека и т.д. Эмоциональные компоненты образа другого человека исследовались значительно реже. Вместе с тем на уровне констатации эмоциональная оценка объекта межличностного восприятия фигурировало в исследованиях и ее наличие очевидно. (В частности, этой проблеме посвящены в различной степени работы по невербальным средствам общения, например, работы В.А. Лабунской по экспрессивным движениям). Можно предположить, что именно этим, недостаточно пока изученные эмоциональные компоненты межличностного восприятия и составляют содержание межличностной аттракции.

Перед тем как перейти к интеграции трех вышеизложенных представлений об аттракции, остановимся еще на одном моменте – возможности рассматривать аттракцию в системе общения. Так согласно Г.М. Андреевой, общение может быть охарактеризовано “путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной”. Следовательно, аттракция, или эмоциональные отношения, как компонент межличностного восприятия органично входит и в структуру общения, составляя его эмоциональный фон или эмоциональный компонент.

Итак, эмоциональные отношения выступают как бы в трех ипостасях: эмоция, имеющая своим предметом другого человека, аттитюд на другого человека и эмоциональный компонент межличностного восприятия.

Анализ эмоциональных отношений может строиться как вокруг аттракции (тогда это будет эмоциональное отношение одного человека к другому), так и вокруг объективно существующего процесса (тогда мы будем иметь дело с проблемой эмоциональных отношений между людьми). В первом случае все внимание уделяется чувствам и мнениям партнеров друг о друге, при этом неизбежно обедняется – если не теряется вовсе – специфика разных этапов развития отношений; отметим, что именно в этом направлении долгое время шли исследования эмоциональных отношений. Во втором случае в фокусе оказываются закономерности развития отношений, их перехода от одной фазы к другой.

Мы будем придерживаться логики этого последнего подхода. Эмоциональные отношения будут рассматриваться как развивающийся во времени процесс, закономерно переходящий от одного этапа к другому.

Объектом психологического анализа могут быть как положительные по знаку эмоциональные отношения – симпатия, дружба, любовь, так и отрицательные, представленные негативными полюсами перечисленных феноменов. Термин “аттракция” может использоваться и для обозначения негативных чувств к партнеру.

В качестве примера можно привести вопросник по измерению дружеских отношений, предложенный П. Райтом. Он выделяет три параметра дружбы: добровольную взаимозависимость, трудность поддержания отношений, а также ценности дружбы, которые в свою очередь подразделяются на ценности информационные, прагматические и психологические. Методика Райта включает в себя вопросы на каждый из выделенных параметров.

Таким же образом построены и советские методики. Так, шкалы любви и симпатии, разработанные совместно с Ю.Е. Алешиной на основе аналогичных шкал З. Рубина, состоят из 14 вопросов, 7 из которых направлены на измерение любви (как феномена, включающего в себя привязанность, заботу и интимность), а 7 – симпатии (в которую в данном случае входят уважение, восхищение и восприятие объекта как сходного с собой). Проведенная нами психометрическая проверка показала достаточную надежность методики по различным критериям.

Разработанная аспиранткой кафедры социальной психологии МГУ М.А. Абалакиной методика изучения взаимоотношений в добрачной паре состоит из 28 вопросов. Эта методика позволяет измерять ориентацию партнеров на заключение брака, удовлетворенность отношениями и “позитивность” отношений.

На основе составленных нами наборов вопросов (40 – для малознакомых и 55 – для хорошо знакомых людей) можно измерять уровень аттракции по различным составляющим ее переменным. Эта методика отвечает выдвигающимся ранее критериям – эмпирическая особенность структуры аттракции, учет пола субъекта и объекта, единый методический принцип для измерения аттракции на разных этапах развития отношений.

Прежде всего, как показывают эмпирические результаты, эмоциональные отношения влияют на характер протекания процессов внутригруппового взаимодействия. Так, например, существует положительная связь между аттракцией и склонностью приходить на помощь тому, к кому она испытывается. Усиление аттракции сопровождается увеличением числа альтруистических поступков, а альтруизм и помощь со своей стороны способствует росту взаимной аттракции участников взаимодействия. Имеющихся данных пока недостаточно для того, чтобы решить, существует ли между этими двумя переменными - альтруистическим поведением и аттракцией – причинно-следственная связь или же корреляционная зависимость объясняется воздействием латентной переменной; но сам факт наличия положительной связи между аттракцией, с одной стороны, и альтруистическим поведением – с другой, можно считать установленным. Таким образом, есть все основания предполагать, что в группе с более высокой аттракцией сильнее развита взаимопомощь.

Чем выше аттракция между двумя людьми, тем чаще они обращаются или по крайней мере пытаются общаться друг с другом.

Высокий уровень аттракции между участниками общения способствует обычно и большей точности межличностного восприятия.

Регуляторная роль устойчивых эмоциональных отношений, в частности любви, видится прежде всего в их взаимодействии на функционирование и создание семьи. Причиной заключения брака (во всяком случае, основной причиной), судя по данным социально-психологических и социологических исследований, для большинства молодых людей является любовь. Если бы в обществе любовь не была таким широко распространенным и признанным феноменом, мог бы разрушиться столь важный для его функционирования институт, как брак.

Таким образом, одна из функций любви, как это становится ясно из межкультурных исследований, состоит в том, что она является как бы дополнительным ориентиром в выборе партнера тогда, когда отсутствуют другие, более определенные способы его поиска. Любовь, следовательно, полифункциональна, а набор и относительная важность функций связаны с различными аспектами социальной жизни.

Остается неясным механизм влияния таких глобальных характеристик, как, например, свобода выбора брачного партнера, на эмоциональные отношения в паре. П. Розенблатт называет два конкретных способа такого влияния. Во-первых, это нормы и представления, на основе которых индивид строит свое поведение. Они определяют, что контакты с данным человеком престижны или, наоборот нежелательны, что общение именно с этой девушкой не может переходить границ легкого флирта и т. д. Во-вторых, это возможность для общения. Для того чтобы выбор партнера был действительно свободен, необходимо не только отсутствие факторов принуждения. Нужно еще и достаточное число контактов с потенциальными партнерами. Общество может либо способствовать, либо припятствовать таким контактам. Культуры, характеризующиеся малой свободой выбора партнера, ограничивают или даже запрещают их. Большая же свобода выбора оказывается связанной с легкостью таких контактов.

З.Рубин на основании лонгитюдального исследования 231 пары юношей и девушек приходит к выводу, что уровень любви положительно влияет на прогресс отношений только тогда, когда субъект отношения разделяет романтические установки. Есть и иные данные, свидельствующие о том, что любовь в браке далеко не всегда играет позитивную роль.

Фактов противоположного рода немного, но они все же есть. Так, сравнение успешных и неудачных браков показало, что в стабильных браках уровень любви, измеренный по стандартным шкалам, значительно выше. При более подробном анализе структуры супружеской любви оказалось, что счастливые семьи особенно сильно отличаются от несчастливых по вербальному компоненту любви, т.е. в счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. На наш взгляд, этот результат имеет большое значение как в научном, так и гуманистическом плане. Положительная связь между любовью и удовлетворенностью браком была получена также и в проведении нами совместно с Ю.Е. Алешиной исследовании на материале двухсот супружеских пар с различным стажем брака.

Детерминанты эмоциональных отношений в паре.

Эмоциональные отношения на первом этапе их развития представляют в виде симптий и антипатий одного человека к другому.

Внешние данные, социально-демографические характеристики, поведенческие паттерны человека традиционно считаются главной причиной симпатии или антипатии к нему со стороны других людей.

Какие факторы способствуют возникновению привязанности и любви (возникновение аттракции).

Что предрасполагает одного человека испытывать симпатию к другому.

Майерс:

    1. Близость:
    2. географическое соседство.

      Близость также может рождать враждебность, большинство насилий и убийств происходят в кругу людей, живущих под одной крышей. Но гораздо чаще близость способствует приязни.

      Социологи обнаружили, что большинство людей, вступают в брак с теми, кто живет по соседству, работает в той же сфере профессиональной или же учился вместе с будущим супругом в одном классе.

    3. В действительности, речь идет не просто о географическом расстоянии, но о “функциональной дистанции” – которое характеризуется тем, насколько часто люди сталкиваются в повседневной жизни, речь идет о частоте взаимодействий.

Частое взаимодействие (нахождение рядом, в том же месте, в тот же час) дает людям возможность обнаруживать в другом схожие черты, чувствовать взаимную симпатию, воспринимать друг друга как сочленов некого социального союза.

При постоянном нахождении кого-то в нашем поле зрения наша любовь может закрепится почти на любом человеке, имеющим хотя бы отдаленное сходство с нами и отвечающим на наше чувство.

Почему же сходство пораждает любовь чаще, чем ненависть?

Один ответ есть:

    1. Близость позволяет открывать друг в друге черты сходства.
    2. Обмениваться знаками внимания (небезразличия).
    3. Кроме того, возникновению приязни способствует антиципация взаимодействия. Иначе говоря позитивное ожидание, антиципация того, что он или она непременно будет приятным человеком и что вы будете прекрасно совместимы, - повышает шансы на то, что между вами сложаться самые благоприятные отношения. Подобным образом ситуация первого свидания (встречи) подпитывает симпатию.
    4. Еще одна причина, по которой близость становится фактором возникновения симпатии является “постоянное нахождение в поле зрения”. Когда разные виды ранее неизвестных раздражителей – заумные слова, китайские иероглифы, фрагменты мелодий, фотографии незнакомых людей – просто постоянно находятся в поле зрения, уже это само по себе заставляет людей оказывать предпочтение именно им.подумайте какие из букв алфавита – ваши любимцы? Самые разные люди, вне зависимости от их возраста, языка и национальности предпочитают буквы, которые содержаться в их собственном имени или те, которые являются наиболее частотными в их родном языке. Эффект “простого нахождения в поле зрения” проявляется в том, что нахождение в поле зрения приводит к чувству симпатии даже, если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось.

Обнаружено, что простое нахождение в поле зрения дает более сильный эффект как раз в тех случаях, когда люди воспринимают раздражители, не осознавая их присутствия.

Здесь следует отметить, что симпатия возрастает по причине простого нахождения в поле зрения до того момента. Когда это присутствие не становится навязчивым.

2.Второй детерминантой симпатии (приязни) является физическая привлекательность.

В целом женщины любят мужчин за характер, тогда как мужчины склонны любить женщин за внешность.

В ряде экспериментов показано, что мужчины, больше чем женщины ценят физическую привлекательность противоположного пола.

В университете Миннесоты 752 студента-первокурсника пригласили на танцевальный вечер компьютерной музыки, заранее протестировав способности, личные качества и т.д. Наугад сформировали пары. В перерыве каждый оценил своего партнера с точки зрения возникновения к нему приязни, влечения, симпатии. Обнаружилась ими одна достоверная связь: внешняя привлекательность и симпатия.

“Красота нравится” не всем достается ошеломляющий партнер. Так как же происходит выбор партнера по внешности?

Судя по исследованию Бернарда Марстейна (1986) люди формируют пары с теми, кто настолько же привлекателен. Люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней, не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Это эффект ровни. Естественно, что существует множество счастливых пар, где привлекательность или внешние данные – разные.

В этих случаях менее привлекательный человек имеет компенсирующие качества (обмен активами). Брачные объявления. Мужчины предлагают статус и ищут привлекательности, женщин чаще всего делают обратное.

Есть основание предположить, что в основе предпочтения красивых или некрасивых лежит не столько стремление выбрать себе “равного” или самого красивого партнера, сколько прогноз его реакций на себя – хотя общения как такового еще нет, есть уже попытка представить себе его будущее развитие. Как показал Т. Хастон, в случае уверенности испытуемого в отношении к себе со стороны партнера он выбирает наиболее красивого из всех возможных, при отсутствии такой уверенности – ориентируется на средний или даже низкий уровень физической привлекательности.

Факторами, влияющими на оценку внешности, являются пол “судьи” и степень его знакомства с оцениваемым – знакомых оценивают значимо выше, личностные особенности “судей” на оценку не влияют. Это позволяет сделать вывод о том. что оценка физической привлекательности женщины или мужчины или красоты другого человека определяется степенью соответствия его одному из существующих стандартов внешности, одинаковых для людей, принадлежащих одной или близким субкультурам. Распространенность и жестокость таких стандартов можно связать с воздействием кино и телевидения, рекламирующих одни и те же образцы внешности.

Факторы, которые влияют на оценку внешности.

Пол “судьи”, степень знакомства.

В соответствии с тем, что мужчины, исторически имели больше общественной власти, они считали привлекательными тех женщин, во внешности которых было это-то детское (например, большие глаза), это как бы наводит на мысль об отсутствии склонности к доминированию. Мужчины кажутся более привлекательными, когда их лица и поведение говорят о зрелости и властности.

Психологи, работавшие с эволюционной теорией, объясняли эти различия в терминах репродуктивной стратегии. По их мнению, эволюция предрасполагает мужчину восхищаться женскими чертами, ассоциируется с юностью и здоровым, а, следовательно с хорошим репродуктивным потенциалом. Женщину же эволюция предрасполагает ценить мужские черты, которые подразумевают способность быть добытчиком и защитником.

Во-первых, красота является положительным безусловным подкреплением, что в свою очередь связано с особенностями филогенеза человека.

Еще Ч. Дарвин отмечал, что у человека нет единых стандартов красивого тела, а по выражению Дж. Хоманса, “мы значительно лучше знаем, что нравимся рыбам, чем то, что нравимся людям. По данным межкультурных исследований единственной характеристикой тела, ассоциирующейся с физической привлекательностью во всех известных нам культурах, является развитие мускулатуры и рост у мужчин. Столь же жестким правилом для разнополой диады является требование того, чтобы мужчина был выше и физически сильнее женщины, поэтому мужчины маленького роста и высокие женщины находятся в невыгодном положении, объективно имея меньше потенциальных партнеров.

Во-вторых, предпочтение более красивых может вызываться большим развитием у них коммуникативных навыков. Физическая привлекательность мужчин способствует интенсификации их контактов с женщинами и снижению уровня контактов с мужчинами. Таким образом, предположение о наличие связей между уровнем физической привлекательности и коммуникативными навыками остается открытым.

В-третьих, положительная связь между красотой и популярностью может быть вызвана, какими-либо “выгодами” общения с более физически привлекательными. Красивый партнер как бы позволяет повысить уровень собственной физической привлекательности, к чему стремится большинство людей.

В-четвертых, ориентация на более красивых может задаваться существованием стереотипов, связывающих отдельные внешние характеристики или уровень физической привлекательности в целом с определенными характерологическими чертами. Так, мужчины воспринимают женщин с расширенными зрачками (в условиях эксперимента – вследствие пребывания в помещениях с контрастной освещенностью) как сексуально возбужденных. Более красивыми из изображенных на фотографии объектов испытуемые обоего пола чаще приписывают положительные личностные черты и сулят счастливое будущее, людей же с физическими недостатками стигматизируют, приписывая им различные пороки. Люди полагают, что при прочих равных условиях, красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее и не заботливее по отношению к другим людям.

Конечно, привлекательность, прежде всего, влияет на первое впечатление. Но следует учитывать, что первые впечатления важны и приобретают все большее значение по мере того, как общество становится все более подвижным и урбанизированным, по мере того, как человеческие контакты становятся более торопливыми.

Следует учитывать, что привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают, и чаще признают себя более счастливыми.

Привлекательность + ухоженность.

Исследования американских ученых показали также, что на каждую дополнительную единицу привлекательности люди зарабатывали дополнительные 1988 долларов ежегодно.

Несмотря на все преимущества физической красоты исследователи возникновения влечения между людьми Элайн Хатофилд и Сюзан Спречер (1986) сообщают о красоте горькую истину.

Исключительно привлекательные люди чаще страдают от сексуальных домогательств и зачастую от неприязни представителей своего пола.

Но известно о привлекательности и другое.

Люди становятся тем более привлекательными, чем больше их любят.

Исследователи предъявили:

    1. Текст характеристики
    2. а) благоприятный

      б) неблагоприятный

      Затем:

    3. Фотография

Если человек описывался как сердечный, дружелюбный, внимательный к другим, он выглядел более привлекательным.

В целом можно считать, что последнее предположение о существовании стереотипа “красивый значит хороший” является наиболее обоснованным из всех четырех гипотез, выдвинутых для объяснения связи между физической привлекательностью и аттракцией.

Отметим, однако, что наряду с тенденцией выбора наиболее красивых существует и иная: предпочтение партнеров того же, что и у самого, уровня физической привлекательности. Независимые судьи оценивали физическую привлекательность обоих партнеров и по поведенческим признакам – степень удовлетворенности отношениями. Оказалось, что исследуемая характеристика зависит не от абсолютных оценок внешних данных партнеров, а от схожества этих оценок. Отметим, что тенденция предпочтения сходных, хорошо описываемая с точки зрения представления о социальном обмене, действует гораздо слабее, чем склонность к выбору наиболее красивых.

Говоря о связи физической привлекательности и аттракции, нельзя абстрагироваться от этических моментов. Привилегированное положение красивых (а его, по данным К. Дайон, осознают уже четырехлетние дети, отвечающие на соответствующий вопрос, что лучше быть красивым, так как тогда “тебя все будут любить и не будут обижать”) не соответствует представлению большинства людей о справедливости и недопустимости неравенства. Примириться с тем фактом, что без всяких заслуг со своей стороны человек более красивый, чем другие, попадает в более выгодное положение (а некрасивый – безо всякой вины – в невыгодное), крайне трудно.

Отметим, прежде всего, что более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях. Так, в проведенном под руководством автора дипломном исследовании Н.Г. Шевцовой было показано, что физическая привлекательность супругов не влияет на взаимоотношения в семье и стабильность брака. Нет жесткой связи и между внешностью, с одной стороны, и с успехом в романтических отношениях – с другой. Существуют в зависимости аттракции от внешности и большие половые различия. Реально женщины больше ориентируются на внешние данные партнера, чем мужчины.

Сайт управляется системой uCoz