Функции современной семьи.

Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи, ее назначение. Через свои функции семья связана с одной стороны с обществом (общественные функции), с другой стороны с составляющими ее индивидами (индивидуальные функции). Семья служит удовлетворению определенных потребностей, это точно отмечено в определении семьи Н.Я.Соловьевым: “Семья – это средоточение крайне важных человеческих потребностей (в первую очередь сексуальных, детородных, хозяйственно-потребительских, эмоционально-нравственных, эстетических, психологических), которые она способна удовлетворить в избирательном, устойчивом, повторяющемся плане”.

Функции семьи, т.е. те потребности общества, и личности, которые она способна удовлетворить глубоко историчны, поэтому с течением времени меняет характер функций и их иерархия. Основными функциями современной советской семьи являются следующие (рассмотрение их с точки зрения членов семейного коллектива).

Функции семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Функций семьи столько сколько видов потребностей в устойчивой.

Репродуктивная.

Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях. Причем из всех детенышей человеческий ребенок наименее способен в момент своего рождения обеспечить свои потребности самостоятельно, наименее завершен (и биологически) в момент своего рождения. Ему необходимо пройти длинный путь, чтобы достигнуть взрослого состояния. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это связано с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Проблемы здорового образа жизни (в т.ч. СПИД)

экологические

55% - 1 ребенок по стране

18,2% - не имеют

 

В БССР

Без детей – 37,7% 2 ребенка – 23,2%

1 ребенок – 31,7% 3 и более – 7,4%

Но роль семьи не сводится лишь к роли биологической фабрики, ибо само воспроизводство населения не тождественно его биологическому воспроизводству. Человек приобретает ценность для общества, для других людей только тогда, когда он становится личностью, а становление личности требует специального воспитания.

Проблемы:

    1. Занятость, отсутствие времени
    2. Педагогическая неграмотность

 

 

Сексуальная функция семьи по отношению к обществу выполняет функцию контроля за сексуальным поведением. В семье происходит удовлетворение потребностей супругов. Следует различать понятия секс и эротика. Эрос (греч. Eros) – любовь. Эрот – бог любви в древнегреческой мифологии, то же что в древнеримской Амур, Купидон. Эротика – чувственность. Эротический – чувственный. Эротизм – повышенная половая возбудимость, чрезмерная.

Сексуальность – совокупность психических реакций, переживаний, установок и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения.

Сексуальная функция – полифункциональна, не сводится к биологическому влечению продолжения рода, выполняет помимо репродуктивной, рекреативную, коммуникативную и другие функции.

В настоящее время происходит переосмысление сексуальности. Сексуальные отношения (половые отношения) давно утратили свое физиологическое значение и вбирает в себя разнообразные личностные смыслы.

И.С. Кон пишет: что сексуальный контакт может быть средством релаксации (уменьшение общего напряжения), в том числе разрядки полового напряжения, продолжения рода, рекреации – получения чувств. Удовольствия, полового самоутверждения, проверки своих возможностей, поддержания определенного ритуала, привычки, достижение неэротических целей, общения, когда близость выступает в качестве глубочайшей личностной интимности.

Сексуальная культура закладывает не столько в познании в области анатомии, физиологии, сколько в умении быть психологом в отношении любимого. Она предполагает взаимопонимание, альтруизм, доверие, искренность, взаимную верность, признание взаимной исключительности и единственности друг друга. Сексуальные чувства включают переживание чувственного влечения, нежной духовной привязанности, эстетического удовлетворения.

Голод предлагал выразить свое отношение к добрачным связям с любимой (любимым) и просто знакомым.

Разница оказалась существенной:

Возможна с любимым 91% (М) 81%(Ж)

Возможна со знакомыми 60% 14%

Мотивация интимных отношений (по мнению студентов):

Взаимная любовь 36,6%

Приятное времяпровождение 15,4%

Стремление получить удовольствие 14,2%

Желание эмоционального взаимодействия 9,8%

Предполагаемое вступление в брак 7%

Любопытство 5,5%

Такое поведение и мотивация явно противоречат требованию, чтобы половая жизнь начиналась только в браке.

Либерализация половой морали в сочетании с низкой сексуальной культурой, отсутствием сексуального просвещения порождает ряд серьезных последствий:

  1. Рост числа нежелательных беременностей и как следствие этого – абортов. В 1981 году (по данным М.С.Тольца-Кон, с.174) на каждую 1000 беременностей у ранее не рожавших женщин пришлось – 272 аборта, 140 рождений вне брака (матери-одиночки), 271 рождение в первые месяцы брака, бесплодие (молодые женщины имевшие до брака в среднем 6 партнеров), только 317 новорожденных зачаты в браке.
  2. Сексуальная неразборчивость, частая смена партнеров ведет к распространению венерических заболеваний и других инфекций.
  3. Рост количества разводов: 1950 г. на 100 браков 3 развода.

1960 г. на 100 браков 10 разводов.

1980 г. на 100 браков 34% - сохраняется.

В сексуальном поведении наблюдаются существенные сдвиги:

  1. Снижается возраст начала половой жизни, особенно заметно у женщин; хотя юноши в этом отношении опережают девушек, разница между ними уменьшается. Возраст первой интимной связи снижается. За последние 10 лет порог начала молодыми людьми интимной жизни снизился примерно на 3 года. Интимная близость часто предшествует браку. С.И. Голод представлял динамику добрачных зачатий (в среднем до 3 мес. До регистрации брака 37).

Добрачные зачатия у ленинград. супружеских пар:

1963 г. – 24%

1968 г. – 23%

1973 г. – 28%

1978 г. – 38%

Среднее число внебрачных рождений – 7%.

Тольц, высчитав время зачатий всех детей, рожденных в Германии в 1966 г. нашел, что у матери 15 – 19 лет доля добрачных зачатий составляет 67,9% (в старших возрастах этот процент уменьшается). Хотя доля внебрачных детей у матерей этого возраста велика – 24,1%.

Увеличение терпимости к добрачным связям,

Суждения

Студенты 500 человек

Научные сотрудники

120 человек

юноши

девушки

мужчины

женщины

Оправдываю

53

38

62

55

Осуждаю

16

27

14

7

Безразлично

31

35

24

38

В настоящее время сталкиваемся с процессом переосмысления значения сексуальности.

Он состоит, во-первых, во все большем расхождении между собственно-сексуальным и репродуктивным поведением.

Во-вторых в выходе сексуальности за традиционно предписываемые ей рамки брачно-семейных отношений, т.е. осуществлении сексуальных контактов внутри и вне брака.

Основной критерий нравственной оценки интимной близости мужчин и женщин – наличие или отсутствие любви. (Безнравственными могут быть интимные отношения супругов). Вместе с тем, близкие отношения неизменно порождают взаимные обязательства, а, следовательно, нравственные обязанности. Поскольку при этом возникает третья, новая, жизнь, появляется необходимость в общественной охране взаимных прав и обязанностей, т.е. общество через институт брака берет на себя охрану интересов семьи как целого, и в первую очередь детства и материнства.

Рассмотрение сексуальной жизни вне связи с проблемой деторождения и воспитания детей неизбежно ведет к односторонности. Сексуальные отношения – высокоиндивидуализированны, интимны.

Однако индивидуализация не означает, а противоречит индивидуализму. Гармония интимных отношений требует видеть в партнере, прежде всего личность, но не средство удовлетворения своих потребностей.

В современном обществе увеличиваются возможность и право выбора сексуального поведения снимаются внешние запреты, тем важнее индивидуальный самоконтроль, ответственность личности за свои поступки и решения.

Хозяйственно-экономическая функция состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, обеспечении материальных условий жизни семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение семейного бюджета, поддержание определенного порядка в жилище, приготовление пищи, приобретение и ремонт одежды, обуви, хоз. вещи.

Главными моментами, характеризующими ее, являются: время, затрачиваемое на домашний труд, распределение труда между членами семьи, мера использования семьей общественно-бытовых учреждений.

Характер выполнения семьей хозяйственно-экономической функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы, на семейное воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, кончая распределением домашнего труда.

Характер влияния хозяйственно-экономической функции на взаимоотношение в семье может быть двояким: положительным (при справедливом распределении труда между супругами, старшим и младшим поколением, способствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию). Негативным –

Хозяйственно-экономические роли могут быть:

Хозяин

Хозяйка

Потребитель

Помощник по хозяйству

Хозяйственно-экономическая функция связана с проблемой управления семьей, фактического лидерства, главенство семьи.

Домашний труд распределяется

Пополам

25%

С неб. жен. Перевесом

16%

Мужская помощь

40%

Занимаются домом только женщины

9%

Домашним делами занимаются преимущественно мужчины

2%

Коммуникативная (сфера семейного общения).

Компоненты: организация внутрисемейного общения (сфера общения сужаются до бытовых проблем), посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой, искусством.

Вспомнить определения межличностных отношений, общения, их взаимосвязи:

Требование: доверительность, открытость, естественность, доступность, сопереживание.

Функции: психологическая защита, эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в личном счастье и любви.

Мотивы семейных конфликтов:

Из-за мелочей, пустяков – 45%, из-за непонимания между супругами (психологическая несовместимость) – 12,9%, из-за недостойного поведения одного из супругов – 11,7%, из-за разных взглядов на воспитание детей – 14,9%, из-за тяжелого неуравновешенного характера мужа и жены – 10%.

Досуг – условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек всецело распоряжается сам.

Досуговая (рекреационная)

Организация рационального досуга, восстановление трудоспособности.

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

Досуг – отражение личности человека (направленность интересов и т.д.).

Структура досуга:

Чтение

Просмотр телепередач

Посещение библиотеки, театров, кино, гостей.

Туризм

Спорт

Семейные праздники

Досуг не синоним “отдыха” и “развлечения”. Досуг не сводится только к отдыху, ибо он может быть заполнен и такой деятельностью, которая не уменьшает, а увеличивает усталость от основной работы.

Досуг не исчерпывается и развлечениями, хотя бы потому, что он может включать и другие формы препровождения свободного времени.

Член-корреспондент АН СССР Г.А. Прудненский (рук. исследов. нераб. времени) делит нерабочее время на след. части:

  1. Время на дом. труд и самообслуживание, в т.ч. с использованием услуг коммунально-бытовых учреждений (покупки, приготовление пищи, уход за детьми, собой, помещением, мебелью, одеждой, обувью).
  2. Время на сон и еду.
  3. Время, связанное с работой, но не входящее в рабочее (передвижение к работе и обратно).
  4. Свободное время, затрачиваемое на учебу, повышение квалификации и самообразование, воспитание детей, общественная деятельность, отдых.

Среди различных дел выполняемых в свободное время есть такие, которые выполняют по долгу (общественные, семейные и другие): учеба, общественная работа, домашний труд; и такие, в выборе которых принимает участие он сам.

Та часть свободного времени, которой человек распоряжается по своему усмотрению и есть досуг.

Главные характеристики досуга:

Продолжительность

Место проведения

Форма проведения

Нравственно-эстетический уровень

Досуг – действенное средство воспитания, связано с тем, что в нем обогащение личности, ее духовности, происходит без особых дидактических усилий.

Поэтому кроме опасности “чисто развлекательного досуга” не менее грозная опасность для воспитательной миссии досуга – освобождение его от развлечений.

Недостатки в организации досуга не только снижают уровень семейного воспитания, но отражаются на содержании самих брачно-семейных отношений.

Они ослабляют сопротивляемость семьи таким разрушительным фактором как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение, отчуждение.

Досуг детей, подростков, отклоняющееся поведение.

Поэтому совершенствование организации семейного и общественного досуга одна из нравственных задач общества.

Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами (Эйдем, Юст).

В связи с отмеченным в нуклеарной семье возрастает потребность в психотерапевтических функциях:

    1. Это функция “поглаживания” (подобно детям супруги ждут и оказывают внимание, ласку друг другу).
    2. “Резонирование” (понимания и помощи друг другу в оценке позиций по важным проблемам), поддержка другого в самореализации и личностном развитии.

Новизна этих функций семьи заключается не в самих функциях, а в их осознании, не только как критерия оценки супружеских отношений, но и как психологического инструмента регуляции этих отношений.

Семья как система.

  1. Понятие о структуре семьи. Взаимосвязь структуры и функции семьи.
  2. Характеристика основных параметров семейной структуры: сплоченность, иерархия, границы, гибкость, ролевая структура.
  3. Динамика семьи.

Взгляд на семью как систему характерен для современных семейных психотерапевтов.

Методическим основанием для рассмотрения семьи как целостного организма является общая теория систем. Основатель этой теории Людвиг фон Бертоланфи считал, что существуют два фундаментальных взгляда на мир – “механистический” и “оргатумический”.

Для механистического, или Ньютоно-Галилеевского взгляда характерны:

    1. элементализм, т.е. рассмотрение, любого предмета как состоящего из отдельных элементов (далее не делимых).
    2. причинно-следственная обусловленность происходящего, где четко можно выделить причину и следствия.
Сайт управляется системой uCoz